Bime 2016: интервью с директором конференции Кристофом Кассан


bime03

 

26 октября в компании Екатерины Бажановой, основателя Music Development Russia (MDR) мы отправились в захватывающее путешествие в далекую страну Басков город Бильбао, где 4-й год подряд проводится самая масштабная музыкальная конференция в Испании – Bime.

Россия участвует уже второй год. В прошлом году MDR хвастались мастерством матерых On-The-Go и виртуоза Антона Маскелиаде. В этом году честь защищала молодая кровь в лице безбашенных Cricket Captains и акустического дуэта Tom Tiddler’s Ground.

Подробнее о конференции, проблемах в музыкальной индустрии и ее будущем и, конечно же, «свежих» русских мы поговорили с самым обаятельным и харизматичным человеком в Испании – директором Bime Christophe Cassan.

bimeme

 

MU: Bime был основан 4 года назад. Какие цели тогда вы перед собой ставили?

Кристоф: Тогда мы начали приключение с того чтобы организовать музыкальную конференцию и фестиваль одновременно, это был  хороший способ поддержать местную музыкальную индустрию и тем временем организовать осенний фестиваль, поэтому мы попытались сочетать два в одном. Но тогда приходилось начинать всё с чистого листа, мы не знали, что нужно делать, и подсказать было некому. Мы просто понимали, как должна быть организована хорошая конференция. Я не знаю, я имею в виду, что мы до сих пор пытаемся сделать ее таковой.
Есть крутые шоукейс-конференции, Reeperbahn или Great Escape, но наша цель — помочь рынку звукозаписи. В Кёльне несколько лет назад проходила музыкальная конференция PopCom уровня MIDEM, но она постепенно увядала из-за падения рынка звукозаписи. В Испании порядка 6-7 крупных музыкальных конференций, мы же ориентируемся на поддержку индустрии звукозаписи, но речь идет уже не о CD. Музыкальный мир сильно изменился, всё ушло в диджитал, поэтому мы думаем о новой поддержке, новых вопросах и новых проблемах и путях их решений с помощью тех быстрорастущих, инновационных сегментов, которые могут коллаборировать с музыкой: новые технологии, маркетинг, игры — то, что поможет увеличить доход музыкальной отрасли. Это и отличает Bime от других конференций, мы пытаемся соединить творческую индустрию с инновациями, соединив все воедино. Существует множество специализированных конференций, маркетинговых, игровых, как Comicon, но если их все соединить в одном месте, то могут появиться интересные взаимодействия.

 

Бренды — это новый движок для музыки.

MU: Почему тогда вы решили, что ядром, соединяющим все сферы, должна быть именно музыкальная индустрия?

Кристоф: Просто все мы музыкальные промоутеры, все долгое время до Bime организовали фестивали, для нас это ежедневная работа. Но мы также много работаем в области маркетинга и брендов, и видим, что бренды — это новый движок для музыки. У культурных учреждений нет таких денег, чтобы спонсировать музыкальную индустрию. Так что теперь бренды играют все более важную роль для индустрии, и аудитория стала это понимать. 20 лет назад зрители не хотели упоминания брендов в клипах и на фестивалях даже в виде просто нескольких логотипов, потому что они воспринимали их как рекламу. Теперь они понимают, что бренды очень важны для поддержки музыкальных событий, что они являются частью фестивалей. Но и бренды сильно изменили свое поведение, теперь они не хотят просто продавать логотип или бренд, компании стараются развивать лояльность, делиться опытом, рассказывать посредством музыки свою историю. Поэтому отношения между брендами и фестивалями строятся сейчас иначе. И мы знаем, как помочь им.

В игровой индустрии все тоже сильно изменилось, появились, например, игровые компании в Японии с собственными оркестрами, которые пишут музыку к играм. Геймерам уже недостаточно обычной плоской озвучки и визуальной картинки, сегодняшняя аудитория это аудио-визуалы.

Благодаря видеоклипам Youtube превосходит Spotify. Сейчас проводиться очень мало конференций, где говорят о важности взаимодействия аудио и визуальных составляющих. У нас есть французская телеком-компания “Orange”, которая все больше уходит в VR. Я более чем уверен, что скоро мы будем активно потреблять музыку с помощью виртуальной реальности.

bime-2016-graficohttp://bime.net/en-us/what-is-bime

 

MU: В рекламе,фильмах и играх музыка становится более бэкграундовой. Значит ли это снижение популярности живой музыки?

Кристоф: У нас есть Spotify, это не бэкграунд. Но когда видишь эти мизерные отчисления музыкантам, на которые невозможно жить, то становится понятно, что нужны альтернативные источники дохода. Раньше перед музыкантами такой проблемы не стояло, если ты заключил выгодный контракт с рекорд-лейблом и продажи ваших записей даже на среднем уровне, то этого хватало на жизнь. Сейчас приходится искать разные пути получения доходов и суммировать их.

MU: Возможно, что люди просто заменят посещения живых концертов посещением их в вирутальной реальности?

Кристоф: Абсолютно нет. Сейчас проходит музыкальный фестиваль Msiteryland в Штатах с VR  трансляцией. Это не какое-то эфемерное будущее, это происходит здесь и сейчас. Живой фестиваль имеет социальное значение, когда вы идете посмотреть концерт, послушать музыку со своими друзьями, чтобы интересно провести время. Это не тоже самое, что сидеть дома в очках. Вы же не пригласите девушку на свидание домой посидеть в VR.

VR –  новые технологии, новые возможности монетизации для фестивалей и возможности для людей попасть на мероприятия, куда они не могут доехать. Я хотел бы попасть на Coachella в VR.

MU: Но, согласитесь, большая проблема для многих музыкантов, которые играют в разных стилях в том, что их музыка не может попасть в рекламу или игру.

Критоф: Абсолютно согласен.Именно поэтому живая музыка очень важна.
Концерты до сих пор основная статья дохода для музыкальной индустрии.

MU: Но не так монетизируемы, как реклама!

Кристоф: Но они должны быть. Это, вероятно, потому, что и артист, и супервизоры не умеют работать с брендами, поэтому мы приглашаем обе стороны на конференцию — чтобы помочь им начать взаимодействовать.

b440x293
 http://www.mediabiz.de/musik/news/bime-2016-goldene-aussichten-in-bilbao/401233

 

MU: Тем не менее, продать любую музыку брендам в любом случае не получится.

Кристоф: Но что же мы можем сделать? Сейчас музыка в свободном доступе.
Каждый Freemium слушатель в Spotify не является бизнес эффективным. Как вы можете заработать деньги, если музыка стала бесплатной?!
Да и многие факторы могут стимулировать такое поведение слушателей. Например, поддержка правительства. Основной проблемой для музыкальной индустрии в Испании были “Fiestas Mayores” (традиционный, популярный праздник  покровителя каждого города). Во время Fiestas Mayores 2 или 3 дня в летний период проводятся бесплатные культурные и фольклорные мероприятия на улицах. Бесплатные концерты убивали концертную индустрию в местах проведения фестиваля. Никто не хотел платить за билет, чтобы увидеть  артиста, который будет играть бесплатно в летнее время.

Но мы на конференции стараемся дать максимум информации о всех путях монетизации, потому что многие музыканты не обладают информацией и современными инструментами монетизации, думая, что концерты и стриминг – это единственный вариант зарабатывать музыкой.

MU: А вы знаете, что Spotify закрылся в России даже не открывшись?

Кристоф: Да, и как же артисты зарабатывают?

 

Вы всегда можете рассчитывать на поддержку фанатов.

 

MU: Так же, как и везде. Доход с рекламы, фильмов, но в основном с выступлений. Тем не менее, в России люди склонны не платить за музыку.

Кристоф: Вот оно! Музыка стала доступной. Benji Rogers глава Pledge Music  рассказал, что музыка имеет значение только до релиза альбома. Релиз выгоден для Promo, но его ценность равна 0. Почему ваш поклонник должен платить, если он может слушать вашу музыку бесплатно? Но вы же всегда можете рассчитывать на поддержку своих фанатов!

Всего существует 3 вида фанатов: те, кто готов потратить много денег на вашу поддержку, покупать весь мерч, музыку и ходить на все концерты; вторая группа поклонников  те, кто любят музыку, хотят увидеть ваши выступления и заплатить за билет; и последние — слушатели, которым нравится ваша музыка, но они заинтересованы просто слушать ее по радио. Мембершипинг, система, при которой вы поощряете фанатов возможностью купить диск до релиза или купить билет первыми. Pledge  Croudfounding платформа, для фанатов, которые готовы заплатить за диск любимого артиста 60 или 90 долларов.

bimepro014

 

MU: Какова роль Bime в экономике и имидже страны?

Кристоф: О, ничего себе, это очень хороший вопрос. Вероятно, очень низкую. В музыкальной индустрии я думаю, что Bime входит в число масштабных конференций.
В этом году у нас 1800 специалистов, приехавших из 27 стран и 1100 компаний присоединившихся к Bime в течение трех дней, чтобы рассказать о своем бизнесе, расширить свой круг знакомств, найти новых партнеров по бизнесу, а также говорить о текущей ситуации в музыкальной индустрии и обмениваться опытом.

Мы рады, что к нам присоединились 172 спикера, которые выступили на 53-х панелях. Кроме того — 580 speed daiting встреч, для этого было проведено 7 различных сессий. 120 испанских представителей фестиваля присоединились к Конгрессу Испанских Музыкальных Фестивалей, чтобы говорить о том, как улучшить взаимодействие фанатов.

Но роль мы играем сравнительно низкую — имею в виду в целом в музыкальной индустрии. То есть, мы являемся самой крупной музыкальной конференцией  в Испании и мы делаем очень много для европейского экспорта, но ответить на этот вопрос я сейчас не могу, у меня просто нет данных, сколько сделок было заключено на Bime. За прошлый год общая экономическая эффективность Bime составила  8.534940€, 8 млн., из которых BimePro 1.350000€ и BimeLive 7.193.920€ . Мы стремимся к охвату в 10-20 млн, при том, что здесь и сейчас на фестивале будут присутствовать 10-20-30 тысяч человек. Мы сделали свой фестиваль в стране и дали людям возможность участвовать в наших конференциях. Но сейчас у нас около 2 тысяч участников конференции и это не играет глобальную роль в экономике страны. Мы уже ядро локального бизнеса, но нам нужно ещё много трудиться, чтобы стать влиятельными в более широких кругах.

MU: Каждый год у вас есть приглашенная страна, в этом году это Германия. Как вы делаете этот выбор?

Кристоф: Я сделал этот выбор много лет назад. В первый год наши партнеры по организации конференции Sound Diplomacy и руководитель Shain Shapiro (он канадец) сказал, что сможет привезти Канаду, я был очень этому рад, потому что, это была отличная возможность доказать кому-то в самом начале, что мы можем быть для них интересны. Тут я понял, что Германия должна быть следующей страной. Но мне говорили, что это очень сложно, ведь страна состоит из множества регионов и нужно получить много согласований от разных людей. Тогда мы пригласили Великобританию, потому что британская музыкальная индустрия знаменита своей развитостью. Следующей страной в прошлом году была Франция, но я все время думал, что мы должны взять Германию. потому, что Германия очень открытая страна, слушатели ещё не подготовлены к восприятию англосаксонской музыки. Плюс ко всему —  Германия первая по уровню экономики страна в Европе и третья в мире, это огромный и неизученный рынок… Потому что все смотрят на Францию, вот почему мы взяли Францию в прошлом году. Но французский рынок очень сложный в завоевании, в него трудно попасть, но мы это сделали.

Я хочу, чтобы испанские и южно-американские специалисты встретились с немецкими делегатами. Поэтому в следующем году приглашенной страной будет Южная Америка. Это самый быстрорастущий рынок, который начал развиваться по сути только 4-5 лет назад. Благодаря культурной и языковой близости, наши рынки могут быть интересны друг другу.  

Был очень интересный случай. Артист Carlos Sadness, который выступает также на нашем шоукейс фестивале, никогда не был в Мексике. Но у него был очень популярный инстаграм. И однажды Карлос со своим менеджером решили развивать инстаграм в Мексике. 2 года назад он полетел на концерт в Мексику и это был солдаут. 3 тысячи билетов были проданы за первые 12 часов. Менеджер рассказал мне, как их встретили в аэропорту 400 фанатов.
Это ярчайший пример, как технологии могут сейчас помочь построить карьеру. Президент Sony Music сказал, что впервые видел такой ажиотаж к испанскому артисту в Мексике, который приехал туда первый раз.

MU: А если дело не в инстаграме, а в менталитете публики? В разных странах и поведение фанатов разное.

Кристоф: Один из итальянских лейблов стал смотреть статистику, толи по Youtube проссмотрам, толи по Spotify прослушиваниям. Конечно 90% их фанатов составляли итальянцы, но очень многие слушали их музыку в штатах. Они никак не ожидали таких результатов. После этого сотрудники лейбла стали сразу связываться с местными агентами и организовывать концерты для своих артистов.
Сейчас существуют современные инструменты для получения статистики такие как в Spotify, интернет для менеджеров, лейблов и артистов, где они могут отслеживать поведение своей аудитории. Если не следить за своей аудиторией, то вы никогда не сможете правильно продать свою музыку туда, где она нужна и тем, кому она нужна.

MU: Хотели бы связи с Азиатским рынком?

Кристоф: Конечно. Сейчас здесь только 2 промоутера из Китая и Японии. но для начала мы освоим Америку а потом перекинемся на Азию, просто не сможем работать сразу во всех направлениях. У меня недостаточно времени и денег делать это одновременно. Сначала окрепнем в Америке, а потом пойдем дальше.Но я думаю, что когда мы сможет привлечь делегатов из Латинской Америки к нам на конференцию, представителям азиатского рынка это будет действительно интересно. Потому что я не знаю конференций, где эти рынки представлены одновременно

MU: В России есть шоукейс фестиваль, который объединяет Европу и Азию, называется V-ROX.

Кристоф: Да я слышал о нем. На Music City Convention в Брайтоне был представитель этого фестиваля и он рассказывал о V-ROX, а Екатерина о Music Development Russia.

MU: Там вы с Катей и познакомились?

Кристоф: Мы познакомились с Катей через Шэйна и он сказал, что Катя может привезти на конференцию две команды из России, чему я был безумно рад.
Ваши музыканты удивительные и свежие.

b444x283

 

Я всерьез задумываюсь о российском хедлайнере на нашем фестивале. 

MU: Что вы имеете в виду под выражением «свежие»? Кстати, многие говорят, что у нас нет собственного стиля и мы просто копируем зарубежную музыку.

Кристоф: Извините, но я просто ненавижу эти комментарии. Что значит копируете? А что, нужно играть на балалайках? Что такое русский стиль каким он должен быть? Если испанская группа поехала за рубеж выступать, они же не играют фламенко, они играют поп-рок.

MU: Кстати, один посетитель немецкой панели сказал, что большая проблема в том, что испанские группы копируют чужую музыку, поэтому они не популярны.

Кристоф: О чем я и говорю! Это бред, главное играть качественно, быть интересными. Cricket Captains например. Это взрыв энергии, они сделали настоящее шоу на конференции. Антон Маскелиаде очень интересный артист, и, конечно, On-The-Go, они звучат очень профессионально, как музыканты мировой величины. У нас достаточно популярна группа Serebro но у них нет никакого «российского» звучания — просто качественная коммерческая интернациональная музыка. Я всерьез задумываюсь о российском хедлайнере на нашем фестивале.

MU: Это было бы очень классно. А когда Россия станет приглашенной страной? 🙂

Кристоф: Я буду только рад. Но сперва мне нужно изучить рынок. Так что зовите, с удовольствием приеду и будем развиваться вместе.

print