Особенность музыкального TikTok’а в России

2020-й — год, когда улыбчивые пляшущие люди покорили не только тикток, но и чарты. Массовый приход тиктокеров в музыку — чисто российское явление: нигде в мире такого нет. Правда, радоваться тут нечему.

Триумф тиктокеров в России — яркая иллюстрация извечной формулы: сначала тебя не замечают, потом не воспринимают всерьез, потом ненавидят, а потом ты побеждаешь. Пару лет назад тебя могли засмеять за то, что ты сидишь в тиктоке. Теперь уже не до смеха. Блогерам надоело танцевать под чужие треки, они начали записывать свои. Потом эти треки стали штурмовать чарты. Сейчас с этим приложением считаются все и вы точно знаете/слышали тиктокеров, даже если думаете что нет.

Для описания тикток-попа довольно сложно найти подходящее понятие — это музыка звучит как все, что может залететь в чарты: незамысловатый рэп, Жуков-поп, Корж-поп. Но одна характерная черта у жанра все же есть: песни блогеров делаются с изначальным расчетом на массовые танцы в тиктоке. Поэтому чаще всего на выходе получаются ультракороткие треки, со старта дающие по газам липучим рефреном и хуком.

Причем свойство въедаться в голову обеспечивают самые простые методы: например, повторять одну и ту же строчку или даже слово. Как пример — «Fendi» сибиряка Рахима Абрамова (самого богатого тиктокера России, на минуточку), где в припеве под перегруженный бас просто повторяется название бренда.

Перегруженный бас — тоже характерная черта рэпа, записанного для тиктока. Не в последнюю очередь спасибо за это Славе Мэрлоу, который успешно опробовал прием на «Гениальной пыли» Моргенштерна и превратил его в обязательный пункт методички для штурмов тиктока. Слава и сам не чужой тиктоку человек: его сольная карьера начала разгон с трека «TikTok-челлендж», где он повторяет «я могу вот так, вау, вот так могу», — сейчас под него снято уже около 900 тыс. роликов.

И, самое интересное, что такая сильная экспансия тикток-блогеров в шоу-бизнес — это чисто российская история, в то время как на Западе TikTok — это всего лишь инструмент артиста для продвижения музыки (привет, Lil Nas X).

В этом и проблема: тиктокеры идут в музыку чаще всего с нулевым музыкальным бэкграундом. Упомянутый Рахим Абрамов признается в шоу у Басты — музыкой он стал заниматься в 21 год, уже после покорения тиктока. Его «Fendi» — абсолютно хайповый трэпчик про то, что красиво блестит и хорошо называется. На том же шоу появляется рэпер Ганвест и обвиняет Рахима: мол, умыкнул у меня припев этой песни! Правда это или нет — но «Fendi» и правда звучит чуть вторично: как будто нейросеть отсканировала популярные рэп-треки последних лет, впитала все каноны и правила и сочинила на этой основе песню.

Однако дело вот в чем: тикток-поп почему-то унаследовал у поп-музыки прошлого десятилетия худшее — вот это ощущение, что «звезду можно сделать из кого угодно». Теперь фразы в духе «компьютер и продюсеры (в смысле, сонграйтеры и звуковики) творят чудеса» обретают былую силу.

Конечно, в 2021-м мы проснулись уже привыкшими к битам в лизинг, семплам, кочующим из трека в трек, и байтингу как данности. Но вот песня (тем более клип) «Психушка» Вали Karna.val задает пиковую планку слушательского гнева — как можно было ну настолько прямолобо все стащить у Биби Рексы: и мелодию, и тему лирики, и сценарий клипа? И это не говоря о том, что умение петь Вали явно скрыто тоннами автотюна.

А ведь есть еще один плохой флешбэк из 90-х. Знаете, что напоминают тикток-хаусы? Старые добрые продюсерские центры со всеми вытекающими. Как пример — свежая история про Lemonade House и домогательства к участникам дома со стороны их продюсера. Мы уже, кажется, забыли про такое, но вот: на месте и продюсеры, и самые мерзкие вещи, которые этому слову сопутствуют, и шоу-бизнес как раньше.

Но главная проблема — разыскать в музыке тиктокеров самих тиктокеров. Понятно, что поп-музыка в текущем ее состоянии — это продукт коллективных усилий, только вот усилия блогеров зачастую близятся к нулю. Тут-то мы и подходим к главному вопросу — почему тикток-поп так срезонировал в России 2020-го?

Соблазнительно и удобно в данном случае пенять на проклятую пандемию: концертов и туров нет, подсвечивать новичков в лайвах и проверять их концертную дееспособность тупо негде — логично, что в год без концертов лейблы стали подписывать людей, которые заведомо не сильны в лайвах (потому что не музыканты!), но к старту карьеры уже обладали медиакапиталом и какой-никакой известностью.

Но, пожалуй, настоящая причина в другом.

Экспансия тиктокеров в музыку — еще одно побочное следствие стриминг-революции в России, когда местная поп-музыка стала демократичной как никогда, а цена входного билета в чарты радикально снизилась. Есть хит — залетай в топы и забирай свой роялти. В этом контексте тикток-поп — это еще один результат трехлетнего правления карьеристов-фолловеров в чартах. В 2018-м стало понятно: хиты, оказывается, можно писать по чьей-то (Федук и Элджей) методичке — и это сработает. В 2019-м стало понятно: можно написать песню за два часа — и это сработает. А в 2020-м стало понятно: твою музыкальную карьеру можно срежиссировать буквально на пустом месте, если ты успешно танцуешь в TikTok, — и это сработает. Да, тиктокеры действительно возвращают в музыку радость, бесстыдство и непосредственность. Но также возвращают худшие черты шоу-бизнеса 90-х.

Источник: daily.afisha.ru